Корзина
10 отзывов

История бутылки в России

Стекло на Руси до монголо-татарского нашествия.

Согласно археологическим раскопкам, есть все основания считать, что египетские стеклянные изделия проникали Древнюю Русь и были известны нашим предкам. Есть мнение, что на первых порах юго производства на Руси в Х-Х1 вв. использовались отчасти египетские, и возможно, и производства стекла. При этом доставка соды для варки стекла производилась из Египта. Так продолжалось до тех пор, пока русские ремесленники не стали пользоваться своим местным щелочным сырьем —

Находки изделий из стекла на обширных пространствах бывшего Древнерусского государства многочисленны и разнообразны. Среди них золотая смальта и разноцветная мозаика, которыми украшались известные соборы в Киеве, Чернигове, древнем Переславле; бусы и браслеты всевозможных форм и окраски; фрагменты стеклянной посуды —бокалов, рюмок, флаконов и других предметов домашнего обихода, а также оконное стекло в виде осколков тонкостенных дисков. Анализы образцов русского стекла, найденных на территории Древнерусского государства, показывают, что химический состав их в изделиях различен. Уровень же практических, производственных знаний, а также ремесленный опыт древнерусских стеклоделов уже к Х1-ХП вв. был таков, что позволял им применять стекла разных типоз по химическому составу и физическим свойствам в зависимости от технологии выработки и способов формовки изделий. Это были многосвинцовые кремнеземные легкоплавкие стекла, называемые «смальтами», в которые вводились красители, придающие им разные цвета. Поэтому, в основном, они применялись в мозаиках. Калиево-свинцовые кремнеземные стекла, прозрачные или не просвечивающие, часто слабо окрашенные или почти бесцветные, использовались для —производства украшений, посуды и оконного стекла. Калиево-кальциевые кремнеземные стекла (преимущественно «зольные») использовались для выработки посуды и оконного стекла. Кроме стеклянных изделий собственного производства, на Руси было широко распространено привозное стекло с Востока, из Египта и Византии. Мои голо-татарское нашествие прервало развитие стекольного производства на Руси. Большинство производственных центров древнерусского стеклоделия было разрушено, а его технологии были во многом утеряны.

Бутылка в России.

В 1635 году на Руси появился первый, после тагаро-монгольского нашествия, стекольный заводик. Сам царь Михаил Федорович даровал земельный надел в Московском уезде «пушечных дел мастеру» Елисею Коету, шведу, находившемуся на русской службе, под строительство завода. Работало тогда на заводе пятнадцать человек, которых Коет сам набрал и обучил стекольному делу. Производил этот завод в основном бутылки и аптекарские склянки, а так же посуду для царского стола.

При следующем царе — Алексее Михайловиче — еще одному иностранцу позволили построить новый стекольный завод, опять же под Москвой в селе Измайловском. И начал он выпускать питейную посуду — чарки, рюмки, бокалы, кувшины, кубки и прочую продукцию, которая пользовалась тогда большим спросом.

Заводы росли как на дрожжах за границу, в том числе и в Венецию.

Екатерина Великая продолжила политику Петра. Много государственных заказов размещалось на отечественных стекольных заводах, в том числе и для нужд императорского двора.

Свой вклад в стеклоделие в России внес и Михаиле Васильевич Ломоносов, который проявлял большой интерес к технологии изготовления спиртных напитков. А в 1752 году он, по распоряжению Сената, открыл завод по изготовлению стекла «разной надобности».

К концу XVIII века в России утвердилась мода на художественное стекло. Производство такого стекла наладили на Императорской стекольном заводе в Санкт-Петербурге. Вазы, бокалы, кувшины, рюмки и прочие изделия Императорского завода были красивы и изящны, и пользовались большой популярностью среди знати и высокопоставленных вельмож. К середине столетия относится и открытие стекольного промысла недалеко от города Владимира на речке Гусь, известного в дальнейшем под названием Гусевского хрустального завода.

В середине XIX века в России освоили новую технологию изготовления бутылок. Теперь их не выдували, а лили в специальных машинах, что значительно удешевляло и ускоряло процесс. Теперь бутылке можно было придать точную геометрическую форму. Особой популярностью пользовался штоф — четырехугольная емкость с коротким горлышком. В России того времени каждому напитку соответствовала бутылка определенной формы и цвета. Была бутылка пивная, ликерная, коньячная, бутылка простая, столовая, для шампанского, для англицкой горькой.

Большое значение имел цвет стекла. Обыкновенную водку разливали в бутылки бесцветного стекла, темную и светлую зелень. Дорогую водку лили в фигурные бутылки из бесцветного, янтарного или вишневого стекла, в рубиновые, молочного и голубого дымчатого стекла, из хрусталя и фарфора. Настойки, наливки и прочие крепленые напитки разливали в бутылки, тонированные зеленым, синим и оливковым колером.

Водочные компании, заказывая бутылку для своей продукции, заботились о ее оригинальности и узнаваемости потребителем. Все известные производители спиртного имели свою «фирменную* бутылку. —Торговый дои П. А. Смирнова» узнавали по конусообразной бутылке, Шустов предпочитал разливать коньяки в бутылки в форме графина, «Бекман и К» ввела в оборот бутылку-фляжку. Правда, все интересные новшества в этой области, моментально подхватывались конкурентами и выдавались за свои. Видимо вопрос авторских прав и в то время стоял крайне остро. Часто дела доходили до судебных разбирательств, но и суды ни разу не смогли вынести вразумительного решения. При Николае II в России было принято «Положение о стеклянной посуде». Согласно положению, каждый производитель должен был ставить на бутылке клеймо со своим знаком., местонахождением завода и годом выпуска.

Пегас

Предыдущие статьи